Глава 3
Качественные и количественные методы в исследованиях цифровой дипломатии
Дарья Моисеева
Автор
Цель настоящей главы — дать студенту видение, какой может быть его работа, снабдить идеями для поисков и сформировать понимание, что от него требуется. Изложенные здесь рекомендации не являются общепринятыми стандартами или требованиям. Это лишь набор методологических приемов, тонкостей и идей, которые показали свою эффективность на практике. Все исследователи индивидуальны как личности, поэтому с годами вырабатывают свой неповторимый стиль, который может быть понятен и приятен для широкой аудитории, а может таковым не быть.
Пояснение терминов:
метод, методика, методология
В научном исследовании важно различать понятия метод, методика и методология. Несмотря на созвучие, они обозначают разные уровни организации исследовательской деятельности:
Таким образом, метод — это конкретный инструмент познания, методика — набор инструкций по его применению, а методология — общая концепция того, как устроено исследование и какие методы в комплексе используются для достижения научной цели. Эти термины соотносятся как уровень отдельных приёмов, уровень технологии исследования и уровень теоретического осмысления способов научного познания.
  • Важно
    В научных текстах иногда говорят о методологической части исследования, подразумевая описание выбранных методов (т.е. методики) и обоснование их выбора. В то же время, с философской точки зрения, методология — это самостоятельная область, изучающая принципы построения научного исследования.
Важно
В научных текстах иногда говорят о методологической части исследования, подразумевая описание выбранных методов (т.е. методики) и обоснование их выбора. В то же время, с философской точки зрения, методология — это самостоятельная область, изучающая принципы построения научного исследования.

Выбор метода исследования:
критерии и факторы
Методов исследования существует множество, и исследователю важно правильно выбрать подходящий метод (или комбинацию методов) для решения своей задачи. Выбор методики во многом определяется целями и условиями конкретного проекта. В частности, выбор метода зависит от характера исследовательского вопроса, типа данных и доступных ресурсов.
Рассмотрим основные факторы, влияющие на этот выбор:
  • Совет
    Не существует универсально «лучшего» метода — каждый инструмент хорош для своего случая. Опытный исследователь начинает с анализа задачи и данных, после чего выбирает метод (или набор методов), максимально отвечающий поставленным вопросам.
Совет
Не существует универсально «лучшего» метода — каждый инструмент хорош для своего случая. Опытный исследователь начинает с анализа задачи и данных, после чего выбирает метод (или набор методов), максимально отвечающий поставленным вопросам.
Иногда на этапе исследования методику приходится корректировать — например, если первоначальный план не сработал или данные оказались иными, чем ожидалось. Гибкость и обоснованность — ключевые принципы: метод нужно выбирать рационально и уметь аргументировать этот выбор в работе (почему он оптимален, как устранит сомнения в достоверности результатов).

Классификация методов исследования
Существует много оснований для классификации научных методов. В контексте исследований международных отношений и цифровой дипломатии целесообразно разделять методы по уровню общности и по характеру данных. Ниже представлена схема, иллюстрирующая одну из возможных классификаций.
Общенаучные и специальные методы
Граница между общенаучными и специальными методами подвижна: многие методы, зародившиеся как узкоспециальные (например, контент-анализ сначала применялся в социологии СМИ), со временем стали использоваться повсеместно и перешли в категорию общенаучных. Тем не менее, такая классификация полезна для понимания, какие инструменты уникальны для нашей предметной области (международных отношений), а какие — универсальны и заимствованы из общей методологии наук.
Другие классификации методов
Кроме приведенного, существуют и другие способы классификации методов. Например, часто разделяют методы по этапам исследования:
  1. методы сбора данных;
  2. методы обработки данных;
  3. методы интерпретации результатов.
Также выделяют качественный подход и количественный подход как две методологических парадигмы. В современной науке всё чаще говорят о междисциплинарных методах и смешанных подходах, когда заимствуются методики из смежных областей (например, анализ сетей заимствован из математики и социологии, машинное обучение — из информатики).
Для исследований цифровой дипломатии характерно междисциплинарное сочетание методов: дипломатию как предмет изучают политологи, коммуникативисты, ИТ-специалисты, социологи — и каждый привносит свои инструменты.
Важно уметь определять место каждого метода в общей классификации. Это помогает осознанно комбинировать методы разных типов. Грамотное сочетание разных методов — залог получения всесторонних результатов.
Например: можно совместить общенаучный системный подход (рассматривать цифровую дипломатию как систему взаимодействия государства и внешней аудитории) с конкретными методами сбора данных (скажем, опросом экспертов) и качественным анализом содержимого сообщений.
Примеры использования методов в исследованиях цифровой дипломатии
Чтобы лучше понять, как перечисленные методы работают на практике, рассмотрим примеры их применения в реальных исследованиях цифровой дипломатии:
Практикум

Литература